Дышать и жить.
Дышите, балерина,
пусть лучше зритель задохнётся счастьем,
следя за облаками кринолина,
целующими тонкие запястья.
Не плачьте -
мир смеётся унисоном,
рождаясь в ослепительном сюжете,
где даже монотонный вальс Бостона
обязан завертеться в пируэте.
Прочтите жизнь на кончике пуантов:
на краткий миг она остановилась,
чтобы измерить интервалом такта
любовь.
И жить во славу и на милость
вам, замершим дыханием в партере
и тем, кто в этот вечер tet-a-tet,
с бессмертием, потерянным в Эдеме,
столкнулся в мире, названном
Балет. ----------------------------------------------------Сергеева
Пируэт и ещё пируэт.
Ложь владычества гордого танца.
Опрокинулся сном силуэт
освещённого рампой пpостранства.
Разлеглась одинокая тень
криком рвущей сознание скрипки.
В этой силе сплетение вен
и могущество робкой улыбки.
Grand battement, Grand jete и в огонь
разноцветного платья Жизели -
сквозь века пронесённая боль
на огромной небесной качели.
Задохнулась желаньем. Балет,
мне б в тебе словно в сказке остаться.
Пируэт и ещё пируэт.
Ложь владычества гордого танца. -------------------------------------------------Сергеева
Я была на балете в Кремлевском,
В царстве танца и музыки власти.
Очарована вечным Чайковским,
Околдована магией страсти.
И на время забывши печали,
Увлеклась театральной игрою
А поклонники «Браво!», -кричали;
Скрипка плакала вместе с трубою.
Балерины скользили, порхая,
Словно бабочки ранней весною.
И душа, будто вновь оживая,
Жизнь увидела снова цветною.
Как легки одеянья и маски,
Как изящны, как точны движенья!
Льются радужно яркие краски.
Замирает душа в восхищеньи. ----------------------------------------------------Татьяна Верейская
Пускай балет – пока лишь ремесло;
лишь щедрость тела в гибельной истоме,
где над душою властвует число
и красота мгновенья на изломе;
пускай пуанты воздуху верны,
и зной софита обнажил лодыжку,
здесь классицизм наскучившей весны
расплавлен в жесте, жадном до излишка.
Здесь мнит полёт, подпасок стольких бед,
что он во сне, бесследном и глубоком,
обрёл не свет, не сумрака хребет, -
ступни шербет и лебединый клёкот.
Пускай за сценой дышит клеветой
опричник-мир, двойничества изведав,
есть ты одна и остаёшься той,
кому праматерь Ева, а не Леда!
И если танец – плата за грехи,
а хоровод теней – в замершей стуже,
стрела зрачка и тетива руки
неженский жребий в небе обнаружат!
Так ты рискуешь вдруг перенести
библейский быт в языческую эру
и на язык земли перевести
блаженный стыд и снисхожденья меру! ---------------------------------Сергей Брель