Главная туристическая тропа Швейцарии, так или иначе, ведет к знаменитому Шильонскому замку. Строительство этой архитектурной жемчужины началось еще до 1000 года, а владельцами Шильонского замка последовательно были епископы Сионские, затем Савойский дом и некие Бернуа. И уж только в конце XVIII века замок стал собственностью швейцарского кантона Во.
Сочетание природных условий и особенностей постройки позволяли замку контролировать стратегически важную дорогу, пролегавшую между озером и горами. Долгое время эта дорога к Сен-Бернарскому перевалу служила единственным транспортным путем из Северной Европы в Южную. Она не утратила своего значения до сих пор, и всего в 200 м от замка можно видеть построенное на пятидесятиметровых пилонах и как бы парящее над замком шоссе Е27, соединяющее Швейцарию и Италию.
Сторона, которой замок обращён к дороге, представляет собой каменную стену, укрепленную тремя башнями. На противоположной стороне расположена жилая часть замка. Глубина озера делала внезапное нападение с этой стороны маловероятным.
В XI веке на месте нынешнего замка стояла небольшая крепость Шиллун, основанная еще в римские времена. Римские монеты были найдены во время раскопок в 1896 году.
Крепость принаряжала князьям-епископам Сьона, затем с 1150 года графам (позже герцогам) Савойским. В период правления Петра Савойского замок был укреплён и расширен придворным архитектором Менье. Активная перестройка замка продолжалась вплоть до XV века. Именно в этот период были возведены основные сооружения, определившие его исторический облик.
По мере того, как Сен-Бернарский перевал стал уступать по значимости находящемуся восточнее Шильона перевалу Сен-Готард, значение замка как оборонительного сооружения постепенно падало, и он всё чаще использовался лишь как место заключения.
Шильон знаменит не только Бониваром и Байроном, но и своей одной из самых больших в Швейцарии коллекций средневековых сундуков (более 80). В старые времена, сундуки были символ аристократии, служили как для транспортировки скарба, так и главным элементом мебели – на них не только сидели, ели, играли в кости, но даже спали. Хранили в них все: личную одежду, настенные украшения и гобелены, пергаменты и книги, подушки и постельное белье, скатерти и оружие, драгоценные украшение и золото. Чем меньше был сундук – тем более ценное в нем хранилось, дабы можно было быстрее и проще унести. Делали сундуки исключительно из дуба и ореха, прочнее дерева нет. В замке есть один «сильонский» сундук, сделанный из цельного ствола дуба, и с очень хитрым замком, который открывается четырьмя разными ключами – старый принцип «надежности», который до наших дней используется швейцарскими банками.
Шильонский замок стоит на скалистом островке и представляет собой сложный архитектурный комплекс из более чем 25 соединенных между собой зданий. Внутри замок заполнен старинными доспехами, мебелью и ценными предметами искусства. Интересно также, что на территории Шильонского замка имеется даже свой пляж, открытый для купания – ведь островок омывают воды красивейшего Женевского озера. На противоположный берег можно перейти по деревянному мосту.
Конечно, главную славу Шильонскому замку обеспечил лорд Байрон – его поэма "Узник Шильонского замка" была написана под впечатлением истории, основанной на реальных событиях. В XVI века в тюрьме томился Франсуа Бонивар – прообраз будущего героя поэмы.
Когда в цепях, во тьме сырого свода,
Твоих сынов томят за годом год, –
В их муке зреет для врагов невзгода
И Слава их во всех ветрах поет.
Шильон! Твоя тюрьма старинной кладки –
Храм; пол – алтарь: по нем и там и тут
Он, Бонивар, годами шаг свой шаткий
Влачил, и в камне те следы живут,
Да не сотрут их – эти отпечатки,
Они из рабства к Богу вопиют!
То, что известно доподлинно, Франсуа де Бонивар (Francois de Bonivard, 1493 -1570) был достаточно образованным и богатым человеком – после учебы в Турине в 1510 году он получает от своего дяди Жан Эмэ де Бонивар целый приорат, небольшое аббатство Сан-Виктор, в предместье Женевы. Бонивару было всего 23 года отроду когда он выступил открыто против герцога Савойского, Карла-III. А началось это с того, что Женева был город самостоятельный, савойский герцог хотел приобщить Женеву к своим католическим владениям, а ее жители не хотели этого и они послали Бонивара к бернцам просить помощи, но он не дошел, савойская гвардия захватила его, когда герцог вступил в Женеву с пятьюстами человек, Бонивар, опасаясь гнева герцога хотел бежать в Фрибург, но его предали, схватили и заточили в тюрьму в Гролэ на два года. Это было его первым заточением за свободу Женевы. Второй раз он попал в тюрьму после того как на него напали грабители в горах Юры на севере от Женевы и сдали герцогу Савойскому; тот не долго думая упрятал приора без суда и следствия в Шильонский замок, где Бонивар пробыл, не будучи ни разу подвергнут допросу до 29 марта 1536 года, когда его высвободили из тюрьмы бернские войска, завладевшие всем кантоном Во (Vaud). В темнице, Бонивар провел целых 6 лет, будучи прикован к 5-й колоне подземелья. Несмотря на сложившееся мнение, Бонивару было не так тяжко в тюрьме, как это описал впечатлительный молодой Байрон, - приорат был достаточно богатым политзаключенным, он не знал недостатка в хорошей пищи, отменном вине и свежей соломе, в качестве постели, его даже иногда отпускали погулять по Шельону, когда замок был закрыт. Интересно, что после своего заключения он еще успел жениться целых четыре раза и написать довольно много философско-политических трактатов. Выйдя на свободу, Бонивару за его мучения было титуловано звание почетного женевского гражданина, подарен дом и назначена пенсия в 200 золотых экю.
темные подземелья замка с высокими готическими сводами, удерживаемыми гранитными колонами по центру. Эта часть замка была практически полностью выдолблена в цельной скале в середине XIII веке; до сих пор видны большие скопления черных камней, выступающие из-под пола и стен, почерневшие толи от времени, толи от крови и пота узников.
Oсобая тюремная часть – карцер и камеру пыток одновременно. Именно здесь казнили заключенных, выбрасывая их тела в озеро, через небольшой потайной ход в стене, привязав к ногам тяжелый камень; именно здесь швартовались суда с провизией и порохом, - глубина озера в этом месте самая больше 80 метров; именно отсюда тайно бежали савойские князья при захвате замка бернцами в 1536 году. знаменитая тюрьма Бонивара – удлиненное, просторное помещение, одна сторона которого образована из внешней стены замка, другая – из естественных камней и скал толи грота, толи пещеры острова. Именно здесь был прикован на цепи к пятой колоне Бонивар. Именно здесь в 1816 году Байрон выскреб на камне одной из колон свою знаменитую роспись; сейчас она охраняется замком специальной прозрачной табличкой.
Все старые и новые замки Швейцарии имеют свои «замковые» вина, и Шильон – не исключение. Сегодняшние угодья виноградников Шильонского замка одно из самых больших в кантоне, около 12500 м2; а замковое вино «Кло де Шильон» - одно из самых раритетных в округе и за его пределами. Вино делается из белого винограда сорта Шасла, который принадлежит к марке Веве-Монтрё – одной из восьми марок высшей категории района Лаво. Вино продается только в Шильоне и средства от его продажи используется для сохранения и реставрации замка. В год выпускается всего 16 тыс. бутылок. Производится с 60х годов.
С начала XIX века и по настоящее время в замке расположен музей. Но даже когда по залам замка начали бродить первые группы любопытных туристов, здесь продолжали содержать заключенных, переместив их в верхние этажи.
В Большом зале, украшенном гербами герцогов Савойских, до наших дней сохранились великолепные расписные потолки и огромный камин. Интересна старинная мебель, коллекция оружия, рыцарских доспехов и изделий из олова. Можно также осмотреть герцогскую спальню, рыцарский зал, Зал правосудия с черными мраморными колоннами, предназначенный для приемов и торжеств. Обязательно следует заглянуть в небольшую часовню, чтобы полюбоваться фресками, и подняться на башню, чтобы полюбоваться видом на озеро. В отдельном помещении представлены интересные макеты различных этапов строительства замка.
Интересна еще так называемая «бернская комната» - просторная спальня с почти «русской» печкой-камином, на которой грелись, перед тем как ложиться спать и бернской кроватью – деревянный балдахин с занавесками от света, москитов и чужих глаз, почти «детского» размера, так как спали на ней полусидя и по несколько человек – так было теплее (только мертвые в то время лежали горизонтально).
Красота и богатейшая история притягивали к Шильонскому замку лучших людей своего времени: в разные годы здесь бывали Виктор Гюго, Ганс Христиан Андерсен, Густав Флобер, Марк Твен, Диккенс, и, естественно, Байрон. Сегодня Шильонский замок считается самым посещаемым туристическим местом Швейцарии (во многом благодаря по-прежнему удачному расположению – сравнительно недалеко от замка находятся знаменитые курортные города Монтре и Веве)...