Среди предальпийских пейзажей швейцарского кантона Фрибург расположен маленький средневековый городок Грюйер. Над ним возвышается один из самых привлекательных в Швейцарии замков.
За тяжелыми замковыми воротами сохранился нетронутый кусочек давно ушедшего мира, замкнутый в мощных стенах XII века. Роскошные залы со старинной мебелью, готическая часовня Святого Иоанна с алтарем XIV века и гербами графов Грюйер, зеленые газоны и пышные цветники.
Легендарным основателем Грюйера считается вождь вандалов Грюериус, который пришел с севера в поисках плодородных земель. Со своим войском он поднимался вверх по течению Сарины, пока однажды глазам его не открылась живописная солнечная долина, окруженная горами и утопающая в тени деревьев. Местность казалась дикой и необитаемой, но это не остановило Грюериуса. Он понял, что достиг своей цели, и приказал построить здесь крепость. Так появился замок Грюйер. В день, когда строительство было закончено, вечером с неба, окрашенного пурпурным закатом, спустился прекрасный белый журавль и сел на плечо к вождю. «Вот доброе предзнаменование», - сказал Грюериус, - «именем Вотана, отныне мой герб будет украшать изображение этой птицы». С тех пор символ и герб Грюйера - серебристый журавль на красном фоне.
С вершины холма открываются восхитительные панорамы Альп.
Собираясь в Крестовый поход, граф Гийом Первый столкнулся с сопротивлением… молодых пастушек. Девушки хотели закрыть ворота замка и задержать отъезд воинов, среди которых были их возлюбленные. Ворота открыли силой, и графству Грюйер удалось поучаствовать в первом Крестовом походе (1096-1099).
Через триста лет именно женщины спасли Грюйер от поражения в битве с Берном. Согласно легенде, в 1349 году бернцам удалось подступить к крепости и защитники Грюйера уже начали отступление, когда произошло необыкновенное событие, заставившее неприятельскую армию в страхе бежать с поля сражения. С холма в долину спускалось диковинное войско. В сгущающихся сумерках и тумане невозможно было распознать, кто были эти странные солдаты, но войско казалось бесчисленным, а над головой у каждого из воинов сверкало пламя. Бернцы побросали оружие и бежали. Грюйер был спасен. А когда туман рассеялся, оборонявшие Грюйер мужчины увидели, что заставило их противника в ужасе покинуть поле сражения, и чуть не умерли со смеху: огненное войско оказалось… стадом овец. Изобретательные жительницы города прикрепили к рогам животных пылающие факелы и погнали стадо в долину, чтобы напугать врагов.
Строительство замка начинал граф Грюйер Рудольф III и название деревни связано с журавлем, который украшал герб графа.
Стена и постройки во дворе замка относятся к XII веку. Все постройки прекрасно сохранились и, даже не верится, что замок строили 8 веков назад.
Период расцвета графства совпадает с концом XV века. В 1476 году Людовик (граф в период с 1475 по 1492 года) принимает участие в Бургундской войне на стороне войск Швейцарской Конфедерации. В связи с этим важным событием предпринимаются работы по восстановлению замка: возводятся эспланада с часовней и винтовая лестница внутреннего двора, перестраивается главный корпус. Таким образом, замок приобретает облик крепости и становится обителью господ.
Последний из Грюйерских графов Мишель, столкнувшись с финансовыми трудностями, объявил в 1554 году о банкротстве. Его кредиторы, города Фрибург и Берн, поделили земли между собой. Замок стал резиденцией фрибургских королевских чиновников бальи (1555–1798). Позже в нем располагалась префектура.
Ворота во внутренний двор замка окружают справа и слева бронзовые щиты с изображением Марса и Венеры.
В 1849 году замок был выставлен на продажу и перешел в собственность династий Бови и Балландов, которые вместе с друзьями художниками отреставрировали его за время летних сезонов, создав множество пейзажей в духе романтизма и картин на историческую тематику.
Сам замок поражает своей роскошью, а интерьеры замка относятся к разным эпохам и стилям. Здесь сплелись воедино простота феодальной эпохи и роскошь XVIII века.
На протяжении веков замок сменил нескольких хозяев: графы Грюйерские, королевские чиновники (Бальи), семья Бови и сам кантон Фрибург. Все они оставили свой след в архитектуре и убранстве замка. Большая часть интерьеров выполнена династией художников Бови.
В 1938 году власти кантона Фрибург выкупили замок и основали в нем музей. С 1993 года замок находится в распоряжении Фонда по охране и организации показа его построек и коллекций
В первом сводчатом зале находится великолепная коллекция произведений искусства.
В Бургундском зале находятся главные сокровища всей коллекции – три траурных облачения рыцарского Ордена Золотого Руна. Облачения принадлежат духовникам Карла Смелого, которые проводили торжественную мессу за упокой рыцарей, погибших в крестовом походе в Святую Землю в 1476 году.
Салон Коро. С 1852 Даниель Бови, владелец замка в то время, просит своих друзей- художников расписать стены. Камиль Коро, знаменитый французский художник, рисует четыре пейзажа в форме медальонов, которые и дадут название данному залу. Б. Менн является автором двух других пейзажей. Еще один пейзаж выполнен Х. Зальцманном и позже переписан Ф. Франсе.
В замке гостили знаменитые художники К.Каро, Ф.Фюре, Х. Барон, которые расписали панели XVIII века и здесь же, в замке находится знаменитая картина Д.Бови ,,Иисус и самаритянка,, Есть в замке и покои прекрасной пастушки Люс, которая понравилась графу и для которой он приказал оборудовать в башне уютное гнездышко. Так же в замке находится единственный сохранившийся до нашего времени портрет супружеской пары Грюйер.
Зал Фюре.
Зал Королевских чиновников (бальи) иллюстрирует их присутствие в замке в 1555-1798 г
В рыцарском зале можно полюбоваться фресками описывающими подвиги герцогов Грюйерских.
Название Рыцарскому залу дала фреска, которая была написана по эскизам Даниеля Бови (1852 г.). Фреска иллюстрирует грюйерские легенды и переплетается с историей здешних графов.
В музыкальном салоне замка постоянно звучит музыка, здесь же находится рояль Франца Листа.
Помимо всего прочего здесь хранится отрубленная кисть руки, судя по данным последних исследований, часть египетской мумии. По одной из версий, ее в качестве реликвии, этакого талисмана счастья, привез из Крестового похода один из Грюйеров. Кто знает, может, она до сих пор приносит удачу, каждому, кто ее увидит…
Охотничья комната, украшенная трофеями.
средневековая кухня
Симпатичный дворик окольцован крытой галереей, с которой, прогуливаясь, дамы двора графа Грюйерского любовались, наверное, строгими геометрическими узорами клумб с яркими цветами.
С площади перед замком открывается необыкновенный вид на окрестности – соседние городки, озеро, холмы и заснеженные вершины гор.
Часовня святого Иоанна гармонично сочетает элементы романской архитектуры и готики. Красивый алтарь XVI в. и витражи, на которых изображены гербы графов Грюйеров.
В одной легенде рассказывается, что как-то в канун Рождества под сводами храма случайно встретились двое – молодая графиня, в слезах просившая Господа послать ей ребенка, и нищий старик, решивший под защитой крепких стен встретить светлый праздник. Старика знали все жители Грюйера и считали его блаженным. Добрая душа, он решил, что женщина жалуется св. Иоанну на голод, и решил отдать несчастной в утешение все, что сам приберег для праздничной трапезы – черствый кусок хлеба. Спрятав подарок под полой плаща, графиня спешила вернуться в замок и улыбалась, чувствуя, что Господь услышал ее молитвы и дал ей знак. Улыбался и божий человек, смотря на тихий свет Рождественской звезды, проникший через окошко в темный храм. А ровно через 9 месяцев весь город праздновал рождение долгожданного наследника графского рода.
За замком Грюйера находится церковь Св. Теодула (L'Eglise de Gruyeres a St-Theodule, XVI).
Le Calvaire
Перевод с французского - дословно придорожное распятие. Название произошло от скульптурной группы над входом, повешенной туда для удобства. Портик над ним закрывает скульптуру от дождя.
Это здание было построено в 16-м веке, сейчас оно выполняет роль художественно галереи: с Пасхи до середины октября здесь выставляют свои работы местные мастера. В средние века тут находилась гауптвахта, а с 17-го века здание служило saunerie - местом, где хранится и продается соль. Позже оно превратилось в пожарную вышку, и только потом стало выставочным залом.
В Грюйере находится Музей фантастического искусства и швейцарского художника-сюрреалиста художника Х.Р.Гигера, получившего «Оскар» за декорации к вышедшему в 1979 г. фильму «Чужой».
Бар при музее оформлен в той же излюбленной манере автора. В темном пространстве представлен каркас мебели, балки потолка, стойка бара, составленные из сложных переплетений костей, позвонков и черепов пришельцев.
деревня Грюйер.
Ее единственная, закрытая для автомобилей и мощеная булыжником улица застроена симпатичными шале. Что ни шаг – уютное кафе, крохотный магазинчик или сувенирная лавочка. Главное занятие жителей деревни – производство сыра. На сыроварне XVII века можно продегустировать известный на весь мир светло-желтый 'Грюйер'.
The Poney-Club
La Maison du Gruyere cheese factory.