Парк скульптур Вигеланда — один из парков в Осло, расположенный на западе города, в районе Фрогнер. Сам парк Вигеланда является частью большего парка Фрогнер.
Густав Вигеланд (11 апреля 1869 — 12 марта 1943, Осло) — норвежский скульптор . Один из наиболее продуктивных скульпторов Норвегии. У входа в Парк каждого посетителя встречает сам мастер, создавший свою каменную скульптуру незадолго до смерти – скульптор в рабочей одежде с инструментами каменотеса в руках, представляет свое детище гостям.
Густав Вигеланд (1869—1943) трудился над его созданием 40 лет, но закончен он был только после его смерти. В парке 212 скульптурных композиций из бронзы, гранита и кованого железа. Несколько железных ворот. И все это сделано самим Вигеландом. Главные ворота были установлены в 1942 г. за счёт Норвежского банка.
В своей студии в Осло он создал десятки скульптур, и, когда в 1902 году студию нужно было снести: она мешала созданию новой библиотеки, Вигеланд заключил с городским Советом соглашение о том, что он подарит Осло все свои произведения в том случае, если ему будет предоставлена новая студия, которая после его смерти станет музеем, и если его скульптурами будет украшен городской парк.
На протяжении 40 лет в Осло , да и всей своей предыдущей жизни, Вигеланд трудился над этим парком. Тысячи эскизов, сотни скульптур… Его не остановила даже Вторая мировая война — он продолжал свою работу и при фашистах, но в 1943 году его настигла смерть, и окончательно работы в парке были завершены только к 1950-м.
Вигеланд попытался показать в своих скульптурах всю человеческую жизнь — некоторые из них кажутся какими-то неотесанными, грубыми, другие — изысканными, третьи — странными и мрачными.
В каждой скульптурной композиции, предстающей перед взором гостей, воплощены основные темы творчества скульптора – жизнь человека от рождения и до смерти, и отношения между мужчиной и женщиной, между взрослым человеком и ребенком.
Монолит, изготовленное из единой гранитной глыбы, с большим трудом доставленной на это место по морю. Над этой скульптурной композицией вместе с Вигеландом работало три искусных резчика по камню, и работа эта заняла без малого 14 лет. В 1944 году посетителям Парка была представлена эта внушительная колонна, увитая телами людей, тянущимися, переплетаясь, к небу и солнцу. А на ступенях, ведущих к Монолиту (Плато Монолита) расположились 36 каменных групп, показывающих различные периоды жизни людей – от рождения и до смерти.
здание студии стало музеем Вигеланда, где представлены различные работы художника, наряду с гипсовыми моделями скульптур парка Вигеланда.
Из всех скульптур, расположенных на территории Парка, самым старшим является Фонтан, символизирующий вечный цикл жизни. Идея создания этого сложного сооружения возникла еще в начале ХХ века, но городские власти долго не могли найти подходящее для него место. И только после переселения в новый дом скульптор смог, наконец, приступить к воплощению своей задумки. Фонтан не сразу обрел тот внешний вид, который можно увидеть сейчас – Вигеланд много раз вносил изменения и коррективы в свою идею для того, чтобы наиболее точно донести до посетителей парка основную мысль о непрерывности жизни на Земле. Последние детали композиции были завершены уже после смерти скульптора в 1947 году. Фонтан окружают 20 бронзовых деревьев, каждое из которых представляет свой этап жизни человека. Но расположенные по кругу, эти деревья дают понять, что каждый раз после смерти начинается новая жизнь, как находящееся рядом с разрушающимся уже деревом другое – с играющими под ним маленькими детьми, символизирует вечное возрождение.
Логическим завершением темы непрерывности существования человека является Колесо Жизни
Фигуры мужчин, женщин и детей, изображенные на этом Колесе, символизируют вечное возрождение, возможность дать продолжение себе через своих детей, которые, вырастая, так же включаются в это постоянное движение, не позволяющее прекратиться течению жизни на Земле.
Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников. В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов — неизвестный человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур парка.