Железнодорожная катастрофа под Эшеде — крупнейшее в мире крушение высокоскоростного поезда. Катастрофа произошла в Германии 3 июня 1998 года на линии Ганновер — Гамбург близ города Эшеде (Целле, Нижняя Саксония) когда поезд ICE № 884 из-за лопнувшего бандажа на скорости 200 км/ч сошёл с рельсов и врезался в мост. В результате трагедии погиб 101 человек, 88 были ранены. По числу жертв это крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории послевоенной Германии.
Крушение поезда
Передний моторный вагон поезда ICE № 884
В среду 3 июня 1998 года высокоскоростной поезд ICE № 884 «Wilhelm Conrad Rontgen» (2 головных моторных и 12 промежуточных прицепных вагонов, 287 пассажиров, поезд 151) на скорости 200 км/ч следовал из Мюнхена в Гамбург. Около 10:55 в шести с лишним километрах от Эшеде на 55 километре магистрали у первого прицепного вагона на 3-й колёсной паре на правом, по ходу движения, колесе из-за усталостной трещины происходит разрыв бандажа, который, разогнувшись от центробежной силы, пронзает пол кузова и застревает между креслами одного из рядов в салоне первого вагона.
Пассажиры слышат грохот, а один из них даже побежал искать кондуктора. Однако поезд продолжает следовать не сбавляя скорости и многие из пассажиров успокаиваются. Между тем застрявший кусок обода бандажа начинает повреждать элементы рельсового пути (позже был обнаружен ряд повреждений рельсовых скреплений и железобетонных шпал). Поезд следует от места повреждения бандажа ещё около шести с лишним километров, пока спустя менее 3 минут не достигает железнодорожного съезда. Данный съезд состоял из двух стрелочных переводов, первый из которых располагался противошёрстно, а второй — пошёрстно. Помимо этого, в 200 метрах за съездом над железной дорогой проходил железобетонный автомобильный мост. Примерно в 10:58 обломок бандажа подцепляет и выдирает контррельс первой стрелки, который протыкает пол и потолок второго тамбура первого вагона. От удара колёса второй тележки вагона сходят с рельс, но разрыва тормозной магистрали, а, следовательно, и срабатывания тормозов от этого не происходит.
Достигнув второй стрелки, одно из сошедших колёс бьёт по остряку и переводит стрелку на боковой путь. Второй прицепной вагон успевает проскочить стрелку до полного перевода, но вторая тележка третьего прицепного вагона попадает уже на боковой путь, хотя первая продолжает ещё следовать по главному. В результате этого, третий вагон выносит поперёк пути и менее секунды спустя, на скорости 198 км/ч он боком врезается в железобетонную опору автомобильного моста (располагалось в двух метрах от бокового пути) и, подпираемый массой остальной части состава, сносит её. Также появляются первые жертвы — вагоном были убиты на месте двое путевых рабочих, находившихся в это время около бокового пути. От возникшей в поезде значительной продольной волны, происходит разрыв автосцепки, соединяющей передний моторный вагон с прицепными вагонами. Помимо этого разъединяется тормозная магистраль, что приводит к срабатыванию экстренных тормозов. Моторный вагон следует ещё 2 километра, пока наконец не останавливается.
Хвостовой моторный вагон
Между тем первые три прицепных вагона отделяются от остального состава и продолжают по инерции катиться частично по путям, частично по щебню ещё несколько сотен метров. По счастливой случайности, ни один из пассажиров, ехавших в этих вагонах (в том числе и в третьем) не погиб. Четвёртый вагон успевает проскочить под рушащимся мостом, но слетает с откоса и перевернувшись врезается в деревья. Обломки моста падают на заднюю половину пятого вагона, однако накопленная кинетическая энергия вырывает этот вагон из-под кусков бетона и тащит по путям ещё несколько десятков метров. Все остальные вагоны начинают складываться друг в друга зигзагообразно, причём 6-й (вагон-ресторан), 7-й, 8-й и 9-й вагоны оказывается при этом ещё и под обломками 200-тонного моста (вагон-ресторан при этом был раздавлен до толщины 15 сантиметров). 10-й, 11-й и 12-й вагоны также были серьёзно повреждены. Наконец, хвостовой моторный вагон был оторван и находился около этой груды обломков относительно неповреждённым.
От того момента, как поезд подъехал к первой стрелке, до полного уничтожения вагонов прошло всего несколько секунд.
Спасательная операция
Крушение произошло на границе Эшеде, а один из домов и вовсе располагался всего в нескольких десятках метров от моста, поэтому сильный шум был хорошо слышен в городе. Также помощь вызвал и машинист поезда. В результате уже в 11:00 к месту крушения приехали первые полицейские, но они сразу не могли понять, что произошло. Лишь между 11:02 и 11:03 начальник патруля доложил о том что около Эшеде произошло крушение поезда. В это же время пожарная часть и медпункты города были завалены экстренными звонками от взволнованных грохотом жителей.
В 11:03 к месту крушения стали прибывать первые машины скорой помощи, а также немецкого отделения Красного Креста. В 11:06 врачи начали оказывать первую помощь пострадавшим. Также были вызваны в срочном порядке дополнительные бригады медиков из ряда соседних городов.
В 11:07 к месту крушения прибыли первые пожарные машины, но уже в 11:08 начальник пожарной части доложил, что никаких признаков пожара не наблюдается. В связи с этим пожарные стали использовать имеющееся оборудование для разбора обломков. Помимо этого, ещё до прибытия пожарных на место, о происшествии были оповещены все пожарные части округа, два центра медицинских вертолётов (в Целле и Ганновере), а также вертолётная эскадрилья в Фассберге.
В 11:18 Deutsche Bahn официально подтвердило о снятии напряжения с контактного провода, а в 11:25 движение поездов по магистрали было прекращено, что должно было помочь в разборе завалов и эвакуации раненых. К тому времени бригады спасателей уже обнаружили 40 погибших и столько же раненых. В результате радиообмена, в 11:42 в Целле было объявлено о начале набора бригады добровольцев. В 11:45 создаётся оперативный штаб по оказанию помощи пострадавшим, а в 11:56 был направлен запрос о помощи в пожарное управление Ганновера. Возле места крушения были быстро сооружены палатки, а часть раненных перемещали в расположенную в 270 метрах гимназию. К тому времени число жертв уже возросло до 87 человек. К 12 часам на месте работало уже около полусотни врачей, а в 12:05 вертолёты стали отвозить первых тяжелораненых.
Во вторник, 3 июня, в 10 часов 58 минут в нижнесаксонском городе Эшеде минутой молчания открылась траурная церемония в память о жертвах крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории Германии. 10 лет тому назад на этом участке железнодорожной дороги на полном ходу с рельсов сошел скоростной поезд ICE. В результате аварии погиб 101 человек, 105 получили травмы разной степени тяжести.
Чтобы не нарушать уместной моменту атмосферы, бургомистр города Гюнтер Берг (Gunter Berg) запретил видео- и фотосъемку во время траурной церемонии. Поезда, которые должны были проходить через Эшеде в это время, были направлены в объезд.
Представитель родственников погибших и пострадавших Хайнрих Лёвен (Heinrich Lowen), потерявший в аварии жену и дочь, назвал железнодорожную катастрофу в Эшеде "результатом невероятных просчетов и небрежности в работе со стороны концерна Deutschen Bahn".
Представшие перед судом инженеры обвинялись в том, что недобросовестно провели испытания новых на то время шин, которыми был оснащен потерпевший аварию ICE. Своей вины обвиняемые не признавали. Экспертные заключения по техническим вопросам для суда делали специалисты со всего мира.
8 мая 2003 года судебный процесс был остановлен из-за нехватки доказательств. Суд постановил взыскать с обвиняемых по 10 тысяч евро штрафа. Разочарованные таким решением родственники погибших и пострадавшие подали новый иск в Конституционный суд ФРГ.
Противоречий конституции не выявлено
Высшая судебная инстанция Германии не выявила противоречий конституции страны и отклонила жалобу. Лёвен, представляющий интересы пострадавшей стороны, заявил, что виновные не были найдены только потому, что в этом не заинтересовано само государственное предприятие Deutsche Bahn, и у него достаточно власти, чтобы защитить свои интересы.
После аварии в Эшеде компания Deutsche Bahn провела техническое переоснащение всего парка ICE, ужесточила правила и частоту техосмотра, ввела ультразвуковой контроль шин поездов. (со)