Подайте ему, госпожа, подайте,
Ибо нет доли более жестокой,
Чем быть слепым в Гранаде
высеченыe на крепостной стене легендарной Альгамбры слова
Суровые зубчатые стены башни Комарес возвышаются над прекрасным прямоугольным Миртовым двором, называемым также двором Пруда. В водоеме отражаются резные колоннады, выстроенные по обеим сторонам двора. Старинный дворец мавританских правителей Испании господствует над современным городом Гранада точно так же, как когда-то его создатели владычествовали над своей обширной империей. Великолепный красный замок-цитадель - это система идеально пропорциональных тенистых площадок, галерей, украшенных филигранной резьбой, освещенных солнцем внутренних двориков и аркад.
Башня Комарес, возвышающаяся с одной стороны бассейна, венчает самый большой зал дворца - Посольский, высота его потолка достигает 18м. Здесь, сидя на троне в нише напротив входа, властитель принимал иностранных титулованных особ.
Башню также можно увидеть со стороны Миртового дворика. Как гласит путеводитель «башня увенчана купольным сводом, на который ушло более 8 тысяч плиток кедрового дерева».
Альгамбра в переводе с арабского языка означает «красный». Вероятнее всего, это название пошло от цвета стен замка. Но некоторые историки полагают, что Альгамбра произошло от факелов, горящих красным пламенем, что служили освещением при многолетнем круглосуточном строительстве замка. Иные считают, что название замка связано с именем его основателя.
Основатель Альгамбры - царь Аббу-Абдалла, или его еще называют Мухаммед Ибн-аль_Ахмар. Он родился в 1195 году в знатной семье. Его родители дали сыну блестящее образование. В те времена цивилизация испанских сарацинов была на очень высокой ступени развития, крупные города были центрами наук и искусств. В 1238 году произошел раскол в мусульманской власти в Испании и Мухаммед Ибн-аль_Ахмар воспользовался ситуацией. Он был провозглашен царем в Гранаде и вскоре стал главой мусульман в Испании. Тогда же и было начато строительство дворца.
Как гласят летописи, Мухаммед Ибн-аль Ахмар правил мудро и счастливо. Об этом царе до нас дошли легенды, что он занимался оккультными науками, алхимией, с помощью которых и раздобыл огромное количество золота. Но на самом деле, были найдены золотые и серебряные рудники, приносившие огромный доход.
Но неувядаемую славу снискала не столько мощь Альгамбры как военного укрепления, сколько красота и неповторимость ее внутренних сооружений, созданных стараниями короля Юсуфа I (1333-1353) и короля Мохаммеда 5 (1353-1391). Дошло высказывание арабского писателя: «Гранада в дни Юсуфа уподобилась серебряной чаше, наполненной изумрудами и яхонтами».
В то время как снаружи крепость выглядит несколько аскетично, внутренние дворы и залы - это воплощение исключительно яркого художественного замысла, стиль которого варьируется от элегантной сдержанности до вычурной театральности. Выходцы из пустыни, мавры боготворили воду и использовали ее как элемент убранства архитектурных сооружений, обнаруживая при этом богатую фантазию. В спокойных водах бассейнов отражаются безукоризненно пропорциональные арки, галереи. Фонтаны с журчащими струйками воды дают отдохновение взору в испепеляющую дневную жару.
Мавры построили изящные галереи, чтобы те улавливали освежающий бриз и эхо шелестящих листьев, и великолепные дворы, переходящие в тенистые аркады с колоннами, которые выходили на величественные террасы.
Архитектурной «изюминкой» Альгамбры стало применение сталактитового декора, или мукарны, - художественной формы, типичной для архитектуры Ближнего и Среднего Востока. Им украшены своды, ниши и арки, что создает эффект пчелиных сот, состоящих из тысяч ячеек, наполненных естественным светом и тенью. Кажется, будто этот орнамент впитывает свет, отраженный от прилежащих поверхностей, а затем, как это происходит на потолке зала Двух сестер, предстает перед нами во всей красе.
Для украшения потолка в зале Абенсеррагес применен такой же принцип. В зал можно пройти из Львиного двора, и он назван так в честь одного из знатных семейств Гранады - Абенсеррагов, по преданию, зверски убитых здесь в конце XV века. От сложного и тонкого сталактитового узора на потолке невозможно оторвать взор.
Каждый уголок Альгамбры красив по-своему, и один прекраснее другого. Миртовый двор обрамлен двумя рядами миртовых кустов, растущих вдоль матово мерцающих мраморных дорожек, идущих по обеим сторонам центрального бассейна. В нем, как в зеркале, отражаются изящные колонны аркад, и в кристально чистой воде, поблескивая на солнце, плещутся золотые рыбки.
Львиный двор назван так потому, что центральный фонтан поддерживают 12 мраморных львов. Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал. Вода в канал поступает из четырех водоемов под каменным полом зала. Они соединены с мелкими бассейнами фонтанов, расположенных в соседних помещениях. Аркады, по периметру двора, опираются на 124 колонны, а с западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи пасти извергают струи воды.
2 января 1492 года вошел в историю, как падение Гранады и династии Насридов. В этот день замок был взят армией Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской. Завоевание Гранады христианами повлекло изменения в облике Альгамбры. Были замазаны побелкой великолепные наружные украшения, стерты картины и позолота, уничтожена мебель.
Немного в стороне от основного дворца расположился Паласио-дель-Парталь. В давние времена это было первое строение всего дворца. Здесь заслуживает внимания арочная галерея и зеркально чистый бассейн.
В 1526 году, в знак утверждения христианского господства в Испании, король Карл V перестроил Альгамбру в стиле Ренессанса и начал возводить внутри крепостных стен собственный дворец в итальянской манере.
В 1812 году французы взрывом разрушают одну из башен замка. Но, к счастью, весь Альгамбра избежал такой трагической участи. По приказу Наполеона Бонапарта замок должны были взорвать. Но благодаря одному из командиров, который ослушался приказа и обезвредил взрывчатку, замок удалось спасти. Через девять лет в результате землетрясения замок все же частично разрушается. В 1828 году архитектором Хосе Контрерасом начинают вестись восстановительные работы, которые завершились в 1830 году.
Этот совершенный сказочный мир каменных кружев мавры построили для того, чтобы создать собственный рай на земле.
Крепость Алькасаб самая старая часть дворца, это первое крупное сооружение в Гранаде.
С крыши открывается красивая панорама на Гранаду.