Пьер Боссан, – ничто не может быть слишком хорошо для Небесной Царицы, которой, собственно, и посвящен Нотр-Дам де Фурвье.
Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер находится на вершине холма Фурвьер, возвышающегося над Лионом, рядом с часовней Богоматери и Металлической башней.
Башня Фурвьер (фр. Tour metallique de Fourviere) – металлическое сооружение, которое расположено на одноименном холме около Базилики Нотр-Дам де Фурвьер. Высота башни составляет в 85,9 м, а весом достигает 210 тонн. Эта конструкция точно копирует третий этаж Эйфелевой башни. Строительство башни шло в 1892–1894 годах неким Ге. Муниципалитет поддержал возведение «республиканской» башни в противоположность «христианскому» собору. В 1914 году, во время проведения в Лионе Всемирной выставки, на башне были устроен ресторан и лифт, поднимавший до 22 человек. На самом верху башни — обсерваторию.
Базилика находится на месте первого форума построенного ещё при Августе. Впоследствии, во времена Адриана был построен новый форум, поэтому первый именовали "старый форум". Это и дало, впоследствии, название всему холму: латинское forum vetus (старый форум) трансформировалось в "Фурвьер". Базилика, которую можно назвать делом всей жизни архитектора Пьера Боссана, построена в эклектическом стиле, сочетающем в себе и классическую, и древнеперсидскую, и средневековую военную архитектуру.
В средние века это место посвящается прославлению Девы Марии, и в 1168 году здесь воздвигается часовня. В XVII в. в городе свирепствует чума, и городские советники в 1643 г. дают слово каждый год подниматься крестным ходом на вершину холма, если чума прекратится. (Это слово держится по сей день: мэр и лионские парламентарии совершают это ежегодное восхождение.) С тех пор паломников к этому месту становится все больше, часовня не может уже всех вмещать.
В то же время в интеръере заметно несомненное влияние неовизантийского стиля. В 1870 году прусские войска подошли к Дижону и продвигались в направлении Лиона. И тогда жители города в очередной раз дали обет деве Марии, - она спасает город от вражеского вторжения, а в благодарность на этом месте возводится огромный храм, дворец Девы. Молитва была услышана, прусские войска повернули назад (чему предшествовало отчаянное сопротивление у Нюи-Сен-Жорж, где отличились два лионских командира) и уже к 1872 году были собраны пожертвования данные почти всеми горожанами и работы были начаты.Боссан хотел совместить в своём творении всё лучшее, что было создано в мировой архитектуре за всю историю и, несмотря на нарекания не любящих выставлять богатство напоказ лионцев, отвечал "ничто не может быть слишком хорошо для царицы неба".
Сам он не успел увидеть завершение работ и продолжил стоительство его ученик Сент-Мари Перрен. Четыре башни придают базилике сходство с крепостью неспроста - Боссан считал что "вера должна быть твёрдой как скала и защищать человека как крепость".
Мозаики были выполнены в 1910 году по всем правилам византийского искусства и символизируют с северной стороны Марию в истории церкви, а с южной Марию в истории Франции.
Барельефы между мозаиками изображают сцены из жизни Девы, ангелы на вершинах колонн держат таблички с надписями говорящими о многочисленных добродетелях Марии, витражи показывают Марию царицей пророков, мучеников, ангелов, патриархов. И в центре всего изображение Марии с младенцем.
Прямо под ним, в крипте, Св. Иосиф с младенцем Иисусом, как посредник между богом и человеком, на полу крипты изображения смертных грехов. Над Марией святой дух и над ним, на крыше абсиды арханген Михаил поражающий дьявола, работы скульптора Мильфо, символизирующий борьбу добра со злом, вне времени, вне пространства. Наружние барельефы иллюстрируют истории женщин библии (Рахиль, Ревекка, Дебора и др.).
В непосредственной близости от базилики находится смотровая площадка, с которой можно обозреть весь город, включая высотки на дальнем берегу Соны,
К XIX веку капелла настолько обветшала, что грозила обрушением. В 1830 году она была разобрана и воссоздана в прежнем виде. Восстановительные работы велись до 1845 года.
Торжественное открытие новой часовни было запланировано на 8 сентября 1852 г. в Рождество Девы Марии, но ателье скульптура было затоплено, и мероприятие перенесли на 8 декабря. В этот день статую поставили на место, но из-за плохой погоды не смог состояться запланированный салют. И тогда горожане поставили на подоконники своих домов лампады. Это событие положило начало празднику света в Лионе, который традиционно проводится 8 декабря.
По такому случаю граждане Лиона задумали большое празднество с фейерверками и оркестрами. Правда, говорят, у них опять все чуть не сорвалось из-за непогоды, но – не иначе как благодаря вмешательству свыше – тучи рассеялись, ветер стих, дождь прекратился. Ликующие горожане зажгли морей огней, чтобы осветить свою новую статую. Они распевали песни и кричали «Да здравствует Мария!» до поздней ночи. С тех пор торжества повторялись из года в год.