«По этой причине поклонение и хвала (поднесенные Ему) не останутся невознагражденными; и если в таком случае поднесен даже один цветок, то это влечет за собой награду, называемую раем и конечным освобождением».
Эти слова начертаны на стене пещеры № 26 в Аджанте, в штате Махараштра. Они указывают на то, что монах Буддхабхадра отдал распоряжение произвести горную выемку этой пещеры в конце V века.
Эти храмы, где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы, начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке.
Уникальный комплекс Аджанта (Махараштра) – это 29 хорошо сохранившихся пещерных монастырей, которые славятся своей живописью. Пещеры Аджанты вырублены в отвесных гранитных скалах, в ущелье высотой 22 м. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий – в III–VII в. Наиболее интенсивное строительство велось в V в. при Харишене (462–483 гг.), правителе Центральной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты. После смерти Харишены строительство в пещерах велось менее интенсивно, монастырь стал угасать.
Когда-то это был популярный монастырь. Но постепенно он угасал. Меньше становилось паломников, монахи разбредались по другим монастырям. Джунгли скрыли от людских глаз даже входы в монастырь - люди забыли о нём. И вот в 1819 г. один английский офицер с самым банальным именем Джон Смит, охотившийся в горах, преследуя тигра, случайно заметил неясные очертания пещер.
Стилистически комплекс делится на 2 вида – чайтьи ( молельни) и вихары (монастыри). Всего в Аджанте 4 чайтьи и 25 вихар.
Широчайшую известность принесли пещерным храмам Аджанты их росписи. Живопись сохранилась лишь в 16 пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Древние мастера сначала готовили смесь из глины, коровьего навоза и порошка трапового камня, иногда добавляя для прочности рисовую шелуху. На этот слой специальной щёткой наносили тончайший слой белой штукатурки и полировали его тонкой железной лопаточкой. Для приготовления красок растирали яйцо, добавляя рисовый отвар, патоку, клей и нужный краситель (их получали из минералов).
Возникает вопрос: как же могли художники в полутёмных пещерах так тщательно выписать мельчайшие детали? Оказывается, они использовали белую материю и полированные металлические пластины для отражения в пещере яркого солнечного света.
Росписи Аджанты можно рассматривать в течение многих дней. Здесь есть изображения богов, небесных красавиц апсар, сцены придворной жизни. Художники Аджанты оставили нам портреты множества красавиц с замысловатыми украшениями и причёсками, среди которых нет одинаковых. Конечно же, большинство сюжетов посвящены жизни Будды и его учению.
Наиболее интересны скульптурные группы 26-й пещеры. Одна рисует искушение Будды демоном Марой: медитирующего Будду окружают соблазнительные женщины, животные и демоны. На другой – огромная скульптура лежащего Будды с закрытыми глазами: его уход в нирвану. Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур.
Знатоки утверждают, что если бы Индия внесла в сокровищницу мирового искусства только живопись Аджанты, уже одно это было бы бесценным даром. Фрески Аджанты привлекают внимание туристов, несмотря на то что по прихоти природы пещеры расположены вдоль кромки глубокого ущелья. В день под их сводами проходит до пяти тысяч человек.
Комплекс относится к памятникам всемирного наследия ЮНЕСКО.
Обезьяна на скале поблизости от пещер Аджанта (Ajanta Caves), штат Махараштра, Индия.
Водопад реки Вагхор (Waghore river) у пещер Аджанта (Ajanta Caves), штат Махараштра, Индия.