Итальянцы даже на кладбище, среди могил, не забывают о любви и юморе…
Кладбище Staglieno в Генуе - настоящий музей под открытым небом, поскольку его могилы украшают выдающиеся скульптуры. Среди похороненных здесь - политик Джузеппе Мадзини, поп-певец Фабрицио де Андре. Фабрицио Де Андре умер в больнице онкологического института Милана 11 января 1999-го года, в 02:30. На похороны, состоявшиеся 13 января в Генуе в базилике Кариньяно (итал. Basilica di Carignano), собралось около 10 тыс. человек, среди которых были его друзья, деятели политики и культуры. После кремации, совершенной на следующий день, прах Фабрицио Де Андре погребли в семейной часовне на кладбище Стальено (итал. Staglieno). Это кладбище отображено на обложке альбома Love Will Tear Us Apart группы Joy Division.
Открытое в 1851 г., кладбище Staglieno стало сильно развиваться со времен Первой Мировой Войны. Созданное в середине 19-ого столетия, Cimitero Monumentale di Staglieno располагается вокруг Часовни Заступничества. Также это кладбище известно как Пантеон. Оно совмещает в себе структуру неоклассической архитектуры кладбища в традициях Средиземноморья, которая в конечном счете стала "галереей" памятников, с естественностью кладбищ Северной Европы.
Стили здесь следуют один за другим — от неоклассицизма к реализму и символизму, "арт-нуво" и "арт-деко". Здесь есть работы многих известных итальянских художников. Многие знаменитости (Ницше, де Мопассан, Елизавета Австрийская) посещали Staglieno. На этом кладбище похоронен Джузеппе Маззини, один из основателей государства Италия. А Эрнест Хеммингуэй, побывав на этом кладбище, сказал, что это “одно из чудес света”.
К сожалению, с кладбищем Staglieno связана мрачная история. Как сообщает The Guardian, Семь служителей старинного Монументального кладбища Стальено (Staglieno) североитальянского города Генуи, в том числе три коммунальных инспектора, были арестованы карабинерами за систематическое разграбление и осквернение могил.
В сущности, Стальено – это целый мертвый город. Здесь можно найти предков каждой из городских семей. С одной стороны в галереях стоят статуи, а с другой – тянутся стены с захоронениями до уровня, наверное, метров пяти. Чтобы дотянуться до верхних плит и воткнуть букетик цветов, используются лестницы-стремянки жутковатого вида. В этих галереях с успехом можно было бы снять какой-нибудь фильм ужасов. Особенно мрачно здесь, когда наступают сумерки.
Осквернители могил не гнушались ничем, в частности, они опустошали алюминиевые гробы, спрессовывали их прямо на кладбище, а затем продавали ценный металлический лом. Из протезов преступники извлекали драгоценные металлы и сплавы, прежде всего, титан и золото, которые также шли на продажу. Карабинеры установили, что зубные протезы, не содержавшие золота, тоже поступали на черный рынок, о существовании которого даже не подозревали правоохранительные органы.
Кражи из могил осуществлялись в широком масштабе, а похищенные ценности сортировались и зачастую продавались оптовыми партиями. Кроме того, злоумышленники активно разоряли старинные захоронения, из которых похищались мраморные скульптуры и фризы, а также другие изделия из ценных материалов. Параллельно члены преступной группы, орудовавшей на кладбище Стальено, активно приторговывали местами для захоронений, фактически разоряя и оскверняя существующие могилы.
Преступникам предъявлены обвинения в осквернении захоронений, кражах, хищении ценностей, а также повреждении памятников, имеющих художественное и историческое значение.
На партизанском поле кладбища захоронен Ф.А.Полетаев – Герой Советского Союза и Национальный Герой Италии. Это был колхозный кузнец из Рязанской области. Тяжело раненный он попал в плен к немцам и был вывезен в Италию. Бежал из концлагеря и влился в ряды итальянского сопротивления. 2 февраля 1945 года геройски погиб в селении Канталупо, что находится в 70 километрах от Генуи. 11 мая 1978 года рядом с могилой Героя был торжественно открыт барельеф, переданный Генуе горисполкомом Рязани.
Поражает насколько уважительно итальянцы отнеслись к своим врагам: на этих «полях» есть специальные стенки с ячейками, в которых хранятся журналы со списками погибших (видно на заднем плане). Так родственники могут найти своих близких и почтить из память. Памятники, конечно, не отличаются разнообразием, но зона содержится в полном порядке.
Памятник Вечная Драма скульптора Джулио Монтеверде.
Памятник представляет бесполезную попытку жизни избежать неотвратимого обьятия смерти. Скульптор подчёркивает в этой скульптуре контраст между чувственностью красивой молодой женщины, которая персонифицирует Жизнь (пойманую в момент, когда она, утомлённая тщетной борьбой, собирается сдаться ужасному призраку) и твёрдой невозмутимостью смерти.
Более состоятельные семьи хоронили своих мертвецов в семейных склепах (напоминающих историю Ромео и Джульетты). Все эти памятники не так уж и стары (примерно лет двести – двести пятьдесят). Вот так выглядят эти склепы, разбросанные среди пышной растительности:
В полный рост статуя итальянской крестьянки. Чем она прославилась? Оказывается, при жизни накопила огромное состояние на продаже бубликов и задолго до своей смерти заплатила 12 тысяч долларов (тогда еще не существовало игры покер онлайн) за собственный надгробный памятник. Таким образом, генуэска Катарина – так звали женщину – всю жизнь трудилась и, во всём себе отказывая, копила ради собственного бронзового памятника на массивном пьедестале. Она тоже, как и египетские фараоны, заботилась о своём бессмертии, о вечной славе. И жизнь свою посвятила смерти…